23-25 октября 2019 г. в Институте русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (ИРЯиК МГУ) состоялась юбилейная Международная научно-практическая конференция «Предвузовская подготовка иностранных граждан в Российской Федерации: история и современность», посвященная 60-летию организации первого в России подготовительного факультета для иностранных граждан и 65-летия основания ИРЯиК.
На конференции обсуждался следующий круг вопросов:
- история предвузовской подготовки иностранных граждан в РФ;
- нормативная база и образовательная программа предвузовской подготовки: этапы становления и пути совершенствования;
- теория и методика обучения русскому языку как иностранному в системе предвузовской подготовки: опыт и перспективы;
- интеграция языковой и предметной подготовки иностранных граждан;
- принципы разработки учебных пособий и методических материалов для обучающихся по программе предвуза;
- образовательные технологии и технические средства обучения на этапе предвузовской подготовки;
- адаптация иностранных граждан к образовательной среде российского вуза;
- внеаудиторная и воспитательная работа в системе предвузовской подготовки иностранных граждан.
Директор Центра русского языка как иностранного ВШМОП В.Д. Горбенко выступила с докладом «Обучение иностранных слушателей языку специальности на этапе предмагистерской подготовки». В своем докладе В.Д. Горбенко подчеркнула необходимость повышения степени корреляции изучаемых на уроках РКИ учебных текстов с выбранным магистерским направлением подготовки и описала основные принципы составления аутентичных текстотек при создании средств обучения языку специальности будущих магистрантов на этапе предвузовской подготовки.
На заседании секции, посвящённой преподаванию естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, заместитель директора Центра русского языка как иностранногоВШМОП Ю.А. Кумбашева представила доклад «О принципах создания учебника по литературе для студентов подготовительных отделений». В основе доклада лежит тезис о необходимости применять принципы учебника по русскому языку как иностранному (пред-, при- и послетекстовые упражнения, лексическая работа) при работе над учебником по литературе. Такой учебник будет решать комплексную задачу — знакомить студентов с новой лексикой, с новыми лингвострановедческими реалиями и давать им сведения по изучаемой дисциплине, необходимые для дальнейшего обучения по основным образовательным программам российских вузов.