07 Июля 2020 г. Нечетная неделя

Совместный инженерный институт СПбПУ-ЦПУ

Совместный инженерный институт, созданный Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Цзянсуским педагогическим университетом при поддержке Министерства образования КНР, является важным проектом развития двусторонних отношений в образовательной области, активизации академических обменов с китайскими партнерами, привлечения китайских студентов на обучение в Политехнический университет. Он стал первым в истории российско-китайских отношений совместным институтом, целью которого является подготовка инженерных кадров.

Торжественное открытие Совместного инженерного института состоялось 19 сентября 2016 года в Цзянсуском педагогическом университете (ЦПУ). В церемонии приняли участие более 300 человек: делегация СПбПУ во главе с ректором А.И.Рудским, представители Министерства образования КНР, администрации провинции Цзянсу и города Сюйчжоу (где расположен ЦПУ), ректор ЦПУ Хуа Гуйхун, другие руководители, преподаватели и студенты ЦПУ. В сентябре 2016 года в Совместный институт были приняты первые группы – около 200 китайских студентов.

Образованию Совместного инженерного института предшествовал ряд договоренностей СПбПУ и ЦПУ о создании совместных программ обучения для китайских студентов; первый договор о сотрудничестве между вузами был подписан в 2013 году. В течение трех лет до открытия Совместного инженерного института проводилась большая подготовительная работа: были оставлены и утверждены совместные программы бакалавриата и магистратуры, оборудован для занятий отдельный корпус на территории ЦПУ, организован совместный Центр русского языка СПбПУ и ЦПУ.

Китайские студенты поступают в Совместный инженерный институт в Китае и первые два года бакалавриата или первый год магистратуры проходят обучение в ЦПУ. Вторая часть образовательного периода проходит в Санкт-Петербурге в СПбПУ. Таким образом, данные образовательные программы реализуются по схеме 2+2 года для бакалавриата и 1+1 год для магистратуры, с получением соответствующих дипломов СПбПУ при успешном завершении программ и присвоением степеней бакалавра или магистра. В бакалавриате обучение проходит по четырем направлениям подготовки: «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Электроника и наноэлектроника», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Промышленный дизайн»; в магистратуре – по двум направлениям подготовки: «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

Целью работы Центра русского языка СПбПУ и ЦПУ является подготовка китайских студентов Совместного инженерного института к освоению образовательных программ на русском языке во время обучения в СПбПУ. Для успешного достижения данной цели решаются объемные задачи силами преподавателей Центра русского языка Высшей школы международных образовательных программ СПбПУ. Среди основных задач и мероприятий, направленных на их решение, можно назвать следующие:

- разработка специальных программ обучения русскому языку технического профиля с ориентацией на утвержденные направления подготовки студентов;

- разработка учебных материалов, методических пособий и учебников, в том числе для дистанционных форм обучения, обеспечивающих реализацию программ по русскому языку;

- разработка и проведение вступительных испытаний по русскому языку для китайских студентов, направляющихся на обучение в СПбПУ;

- командирование преподавателей Центра русского языка ВШМОП в ЦПУ для проведения занятий по разработанным программам;

- организация и проведение летних семестров по русскому языку в СПбПУ;

- проведение занятий по русскому языку специальности для китайских студентов, прибывших на обучение в СПбПУ;

- повышение квалификации преподавателей русского языка ЦПУ;

- формирование книжного фонда литературы на русском языке в ЦПУ.

Освоение студентами Совместного инженерного института СПбПУ-ЦПУ программ по русскому языку, созданных и обеспечиваемых Центром русского языка ВШМОП, способствует не только успешному обучению студентов на русском языке в России, но и развитию русского языка в Китае как языка научной коммуникации.