23 Декабря 2024 г. Нечетная неделя

Доцент Т.Н. Доминова – официальный оппонент на защите кандидатской диссертации

В январе 2023 года в Казанском (Приволжском) федеральном университете состоялась защита кандидаткой диссертации Пяо Лисян на тему «Формирование коммуникативно-поведенческих параметров лингвосоциокультурной компетенции китайских студентов (на материале русских праздников)».

Официальным оппонентом на защите выступил доцент ВШ МОП Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого Доминова Татьяна Николаевна.

Диссертация Пяо Лисян посвящена актуальной проблеме методики преподавания РКИ – обучению китайских учащихся коммуникативному поведению носителей русской лингвокультуры. В настоящее время большинство иностранных граждан, которые получают высшее образование в вузах Российской Федерации, составляют представители Китайской народной республики. Китайцы сталкиваются с большими сложностями при изучении русского языка в силу различий структуры русского и китайского языков, этнокультурных особенностей и специфики системы образования, поэтому повышение эффективности обучения китайских учащихся – важная задача методики преподавания РКИ. Кроме того, рассматривая тенденции развития современного образования, можно отметить, что главной целью обучения русскому языку иностранных учащихся является не только языковая компетенция, связанная с овладением четырьмя видами речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо), но и знание лингвокультурных реалий и овладение нормами инокультурного коммуникативного поведения. При обучении иностранных студентов в языковой среде тема «Русские праздники» обладает значительным лингвокультурным и лингвометодическим потенциалом в плане обучения вербальному и невербальному коммуникативному поведению. В диссертационном исследовании Пяо Лисян подготовила материалы для учебного лингвокультурологического словаря «Русские праздники», которые комплексно описывают особенности праздничных традиций и специфику коммуникативного поведения носителей русского языка. Таким образом, данная работа имеет не только теоретическую ценность, но и большое практическое значение для аудиторной работы с китайскими учащимися при обучении русскому языку и знакомстве с русской культурой.